Онлайн - заказ
*
*
*
*
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности
* - поля, обязательные для заполнения
Ваше сообщение
Отправлено!
Телефон:

(495) 660-38-40
звоните с 10.00 до 20.00 пн-пт

Адрес:

117342, МОСКВА,
УЛ. БУТЛЕРОВА, Д. 17Б, ОФ. 603
info@maxstyle.ru

/
/ Юзабилити веб-сайта: основы

Юзабилити веб-сайта: основы

07 август

Время чтения: 10 минут

← Вернуться назад

Поделиться0

Юзабилити веб-сайта: основы


Юзабилити – степень удобства использования продукта – является одним из ключевых показателей для оценки любого digital продукта. Иными словами, юзабилити – это эргономика в цифровой среде. Хорошее юзабилити делает опыт пользователя сайта понятным, результативным и непрерывным.


Интерфейс с высоким уровнем юзабилити отличается:


  • Изучаемостью. Благодаря логично расположенным элементам и знакомым паттернам взаимодействия с ними, пользователь быстро осваивает интерфейс сайта, не прилагая для этого существенных усилий.
  • Эффективностью. Любой пользователь, посетивший сайт, стремится выполнить определенную задачу. Если ему удалось достичь цели быстро и легко, навигация сайта и организация контента отвечает требованиям юзабилити.
  • Минимальным количеством ошибок. Любая ошибка нарушает непрерывность опыта пользователя и вынуждает его повторять выполненные действия снова. Полностью избавиться от ошибок нельзя, так как пользователь может сталкиваться с ними из-за собственных неверных действий. Задача UX-оптимизатора – свести к минимуму вероятность возникновения таких ошибок, а также предусмотреть их простое исправление – например, в случае с некорректно заполненной формой.
  • Эстетичным дизайном. Критерий эстетики субъективен, однако внешний вид сайта должен соответствовать сложившимся нишевым стандартам – сайт автозапчастей с преобладанием розовых оттенков будет выглядеть также странно, как сайт онлайн-банкинга с «футуристичным» и экспериментальным интерфейсом. Новаторство никто не отменял, но здравый смысл должен быть на первом месте.

Любой уважающий себя сайт уделяет серьезное внимание юзабилити. Делается это не для галочки и даже не для соблюдения правил хорошего тона. Уровень юзабилити напрямую связан с конверсией и доходами сайта или сервиса. Плохое юзабилити всегда связано с потерей потенциальной прибыли.


  • При сопоставимых тратах на продвижение, конверсия (равно как и трафик) всегда выше у сайта с лучшим юзабилити.
  • Пользователи склонны доверять удобным сайтам и сервисам. Положительный опыт взаимодействия с сайтом также укрепляет лояльность пользователя и мотивирует его на повторное посещение.
  • Сайты с хорошим юзабилити экономят значительные средства. Когда пользователь может решить большинство своих задач в процессе работы с удобным и функциональным сайтом, ему не приходится лишний раз обращаться на горячую линию, писать в чат или отвлекать менеджера.

Юзабилити – это мощное оружие в борьбе за клиентов и жизнеспособность компании.



Юзабилити и особенности пользовательского восприятия



Современные пользователи потребляют информацию с невероятной скоростью – всего за несколько секунд человек может решить, стоит ли ему оставаться на сайте или нет. Как бы ни был дорог сайт вам самим, для обычного пользователя это просто еще одна страница из нескольких десятков уже просмотренных за сегодня. Он не станет внимательно его изучать, пытаясь оценить достоинства интерфейса или контента – вместо этого он за несколько секунд сделает выводы относительно того, может ли сайт помочь ему выполнить определенную задачу.


Эти выводы почти всегда основаны на первом, поверхностном впечатлении. Вполне возможно, что именно на вашем сайте пользователь действительно получил бы именно то, что искал – но из-за проблем с юзабилити он так и не узнал об этом и ушел к вашим конкурентам.


Попадая на страницу, пользователь быстро «сканирует» ее, обращая внимание на самые привлекательные элементы, фразы и изображения. По мере движения взгляда посетителя от шапки страницы к футеру, ресурс его внимания стремительно заканчивается – это очень хорошо видно на многочисленных айтрекинг-картах.


2.jpg


При этом большинство пользователей незамедлительно кликают по элементу, который показался им интересным или наиболее подходящим. Пользователи делают это, не вдаваясь в подробности и не анализируя все доступные на вашем сайте опции.


Только понимая особенности поведения и психологии пользователей, можно создать продукт с качественным юзабилити.



Основы юзабилити веб-сайта



Простота интерфейса – ценное и, вероятно, самое главное достоинство сайта. Впрочем, на практике далеко не всегда удается сделать сайт простым, особенно в случае онлайн-магазинов с обширным каталогом. Также основой хорошего юзабилити является соблюдение устоявшихся принципов организации элементов страницы – так пользователь сможет найти интересующий его элемент в предсказуемом месте.


Отдельно стоит поговорить о следующих, базовых аспектах юзабилити веб-сайта.


Навигация


1. Принципы организации навигации должны быть едиными для всех составных частей сайта. Благодаря этому пользователь может быстро ориентироваться и выбирать нужные опции, находясь на любой странице ресурса.


2. Размещение кликабельного логотипа в шапке сайта (как правило – слева) – еще один общепринятый стандарт. Лого должно отображаться на каждой из страниц, давая пользователю возможность в один клик вернуться на главную страницу.


3. Пользователь должен иметь мгновенный доступ к контактам – особенно, если речь идет о eCommerce сайте. В этом случае наличие контактов для связи в шапке и футере сайта является обязательным.


4. На каждой странице должно присутствовать наименование раздела сайта.


5. Необходимо каким-либо способом обозначать в меню тот уровень или раздел, на котором пользователь находится в данный момент.


6. Ссылки на любой странице сайта должны выглядеть стандартно (подчеркивание, изменение цвета уже кликнутой ссылки) и давать пользователю однозначный сигнал о кликабельности.


7. Неотъемлемая часть качественного пользовательского опыта – отправление сайтом cookies на устройство пользователя.


3a.jpg

4a.jpg

Интерфейсы сайтов онлайн-магазинов женской одежды, косметики и аксессуаров часто похожи до неузнаваемости. Пользователи не слишком ценят оригинальность и охотнее взаимодействуют с тем интерфейсом, который кажется им знакомым.


Главная страница


Хорошая главная страница предлагает (в идеале) каждому посетителю решение его проблемы или задачи. Как минимум, она является релевантной, информативной и мотивирующей случайного или целевого пользователя на дальнейшее взаимодействие с сайтом. В основе такой главной страницы несколько базовых правил:


1. С помощью главной страницы компания презентует себя аудитории. Даже случайный пользователь должен в первые несколько секунд в полной мере осознать, куда он попал. Сделать это можно с помощью короткого текста и, вероятно, рекламного слогана.


2. На главной странице должен быть представлен наиболее актуальный контент – свежие материалы блога, информация об акциях, ссылки на основные функции/продукты сайта, форма для генерации лидов и так далее.


3. Часть информации на главной странице должна регулярно обновляться – это увеличивает привлекательность сайта как для поисковых ботов, так и для живых пользователей.


Текстовый контент


Говоря о соответствии текстового контента принципам юзабилити, мы подразумеваем две вещи – составление грамотного текста и его последующее оформление. Самое главное правило, пожалуй, знают все – чем короче текст, тем лучше. Почти никто не читает большие тексты – тем более, в eCommerce сегменте.


Кроме того, не стоит рассчитывать на то, что даже компактный текст пользователь будет изучать целиком. Предоставляйте ключевую информацию в самом начале текста, раскрывая детали основных тезисов по ходу повествования. В копирайтинге такая структура текста называется «пирамида».


При размещении готового текста на сайте следует учитывать базовые юзабилити-рекомендации:


1. Стандартный кегль – 12 п. Этот размер удобен для восприятия большинства пользователей. При этом кегль должен изменяться в зависимости от устройства, используемого пользователем (если мы говорим об адаптивной верстке).


2. Для чтения с экрана предпочтительны шрифты «sans-serif», то есть, шрифты без засечек. Типичные шрифты семейства sans-serif – Arial, Helvetica.


3. Обязательное условие – хороший контраст между фоном и текстом. Условный фиолетовый текст на синем фоне – это нечитабельное и болезненное сочетание.


5a.jpg

Контраст и читабельность.



4. Текст, разбитый на смысловые фрагменты, абзацы, списки и заголовки воспринимается значительно лучше, нежели сплошная стена текста. Структурированный и оформленный текст пользователь может дочитать до конца, а «простынь», скорее всего, читать не станет никто.


7a.jpg

Простое форматирование текста в сочетании с хорошо читаемым шрифтом и контрастным фоном значительно облегчает восприятие информации. 




Практические шаги навстречу хорошему юзабилити



В России специалисты по юзабилити по-прежнему встречаются в штучных количествах – те, кто действительно ими является, трудятся в основном в крупных компаниях. Тем не менее, из-за востребованности и дефицита таких специалистов многие веб-дизайнеры и люди, причастные к проектированию интерфейсов, в срочном порядке осваивают юзабилити. И, конечно, торопятся назвать себя специалистами, освоив лишь азы.


При заказе нового сайта или оптимизации уже существующего постарайтесь выяснить, насколько человек, отвечающий за вопросы юзабилити, компетентен в своей области.


Организация процесса создания сайта также может дать представление о том, какое внимание юзабилити уделяют веб-разработчики. Создание прототипа сайта с последующим тестированием на представителях ЦА заказчика позволяет устранить все недостатки интерфейса и достичь максимального результата. Такой подход связан с большими затратами на разработку, однако они оправданы в случае создания eCommerce сайта, ориентированного на получение максимального дохода.    



 
Онлайн - заказ
*
*
*
*
Добавить файл
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности
* - поля, обязательные для заполнения
Ваше сообщение
Отправлено!
Онлайн
заказ