Онлайн |
заказ |
(495)
660-38-40
звоните с 10.00 до 20.00 пн-пт
117342, МОСКВА,
УЛ. БУТЛЕРОВА, Д. 17Б, ОФ. 603
info@maxstyle.ru
Тестирование юзабилити сайта нередко сопровождается интересным эффектом – пользователь, тестирующий сайт, объективно сталкивается во время выполнения задачи с множеством трудностей и ошибок, но при этом в итоге сообщает, что ему понравился визуальный стиль сайта и цвета элементов интерфейса. Никакого упоминания трудностей и прочего – только хорошее впечатление от внешнего вида сайта.
В чем причина таких отзывов?
Для большинства людей решающее значение имеет внешний вид. Не важно, идет речь об автомобиле или дизайне сайта – мы уверены, что красивые вещи по умолчанию более удобны и практичны, в отличие от вещей некрасивых.
Применительно к дизайну сайта эта особенность восприятия работает следующим образом – визуально проработанный, качественный дизайн отвлекает пользователя от ошибок в юзабилити и делает его гораздо более терпимым к недочетам интерфейса. Естественно, это положительный эффект, хотя и вносящий путаницу в результаты юзабилити-тестов.
Таким образом, удачный UX складывается из сочетания удобного, функционального интерфейса и приятного дизайна. Стоит отметить, что делать интерфейс одновременно функциональным и визуально эффектным – задача непростая и дорогостоящая.
Каноничный пример торжества эстетики, которую Apple сделала своим конкурентным преимуществом.
Эстетическая составляющая нивелирует проблемы, связанные с функциональностью сайта, но только до определенного уровня. Небольшие ошибки отлично маскируются эффектным дизайном, но серьезные недоработки, сильно мешающие пользователям, замаскировать нельзя. Если у посетителя не получится отыскать нужный ему продукт, то он при всем желании не сможет его приобрести.
Дизайн интерфейса и его функциональность должны органично дополнять друг друга. Если юзабилити сайта оставляет желать лучшего, то при всей эстетической привлекательности дизайна посетитель рано или поздно (в зависимости от масштабности ошибок) потеряет терпение.
Любопытный пример потери терпения: пользователь, принимавший участие в тестировании данного сайта, изначально позитивно воспринял большие и качественные фотографии на главной странице. Однако после некоторого времени работы с сайтом его мнение изменилось – пользователь отметил, что при повторных посещениях главной страницы эти изображения начинают раздражать.
Эстетичный интерфейс может привлекать пользователей и вызывать положительное отношение к сайту, оправдывая вложения в дизайн. На практике это достаточная выгодная ситуация, но в процессе юзабилити-тестирования визуально привлекательный дизайн может помешать выявить ошибки в юзабилити.
Заметить нежелательное влияние эффекта эстетики на участника тестирования можно, наблюдая за взаимосвязью того, что он делает и что говорит.
Предположим, вы организовали юзабилити-тестирование и видите, как пользователь в процессе выполнения задачи сталкивается со сложностями, но в результате дает странный отзыв, в котором отмечает удачный дизайн сайта.
Сталкиваясь с такими отзывами, необходимо выявить, с какой именно причиной связано подобное несоответствие реального опыта пользователя и того, что он говорит. Причин может быть три:
Выявив причину, вы можете попробовать ее преодолеть.
Многие участники тестов совсем не против рассказать вам о своих истинных впечатлениях. Ваша задача – с самого начала создать непринужденную и доброжелательную обстановку:
Многие люди не всегда честны в своих высказываниях, так как боятся задеть чувства окружающих. Справиться с этим можно следующим образом:
Также избежать влияния эффекта эстетики можно, если попросить участников оценивать не только дизайн и внешний вид сайта. Сделать это можно с помощью наводящих вопросов, таких как: «Столкнулись ли вы с какими-либо недочетами в структуре размещения контента на странице? Легко ли было выполнить поставленную задачу?».
Кроме того, вы можете обратить внимание пользователя на те трудности, с которыми он столкнулся во время выполнения задачи, попросив человека повторить действия и прокомментировать происходящее.
Позитивные комментарии в адрес дизайна сайта не всегда означают, что дизайн действительно хорош. Пользователи могут точно также бояться озвучивать свои соображения, опасаясь обидеть кого-либо или показаться некомпетентными, если принимают участие в подобном тестировании в первый раз. Более того, визуальная сторона может действительно выглядеть приятно, однако не справляться при этом с задачами – к примеру, визуальная структура может не соответствовать реальному содержимому. Тем не менее, пользователи могут продолжать хвалить дизайн просто за стилистическую привлекательность.
Привлекательная визуальная эстетика внушает доверие и быстро захватывает внимание пользователя. Скорее всего, пользователи выберут приятно выглядящий сайт с некоторыми функциональными проблемами (в пределах разумного), чем некрасивый сайт с отличным (но неочевидным на первый взгляд) UX.
Проводя юзабилити-тестирование следует внимательно прислушиваться к тому, что говорят пользователи, параллельно отслеживая их действия.